Колсбей


Грумант или Грумантбюен — один из шахтерских поселков на российской части Шпицбергена, расположенный на берегу Исфьорда, между российским Баренцбургом и норвежским Лонгйиром. Сейчас посёлок законсервирован. В 1911-1913 годах именно здесь впервые на Шпицбергене были обнаружены залежи каменного угля экспедицией полярного исследователя В. Русанова. Здесь была построена первая шахта и начата промышленная добыча угля англо-русским акционерным обществом «Грумант».

Геологоразведочными исследованиями запасы угля на Грумантском месторождении были оценены в 40 миллионов тонн. В 1931 году Советская Россия выкупила все акции англо-русского акционерного общества «Грумант». За полгода была усовершенствована организация угледобычи и в 1932 году добыча угля увеличилась до 20 тыс. тонн угля вместо 2 тыс. тонн в 1931 году.

...

Расположение Груманта не совсем удачное в плане отгрузки добытого угля на корабли. Грумант находится среди скалистых мысов Исфьорда и подходы к нему довольно затруднительны, к тому же из-за малой глубины фьорда в этом месте углевозы большой грузоподъемности не могут подходить близко к берегу. Это видно и сейчас по стоящим старым сооружениям на крутом склоне берега.

По этой причине было решено угольный склад, сортировочную и порт отгрузки построить в 9 км от Груманта в бухте Колсбей. Уголь туда приходилось доставлять железнодорожным транспортом по узкоколейке. Работу узкоколейки смогли организовать бесперебойно круглый год, благодаря тоннелю и деревянной галерее, защищавшей дорогу от снежных заносов. Для работающих на складе и в порту был построен небольшой поселок, который так и назвали Колсбей. Остатки этого поселка существуют и сейчас.

...

Уже перед Второй мировой войны на Груманте была налажена полная производственная и социальная инфраструктура. Шахта стала одной из самых передовых в угольной отрасли. Добыча угля буровзрывным способом была заменена на механизированную, с применением отечественного горношахтного оборудования, и в 1939 году было «выдано на-гора» более 100 тыс. тонн угля.

После начала Второй Мировой Войны работы на Шпицбергене СССР вынужден был остановить, а шахтеров эвакуировать на материк. Шпицбергеном заинтересовался Третий Рейх, но так как норвежцы попытались этому противостоять, фашистская Германия направила к берегам Шпицбергена военные корабли, которые просто уничтожили под чистую всю промышленность и поселения архипелага. Российские шахты и поселки тоже были полностью разгромлены.

...

После окончания войны, в связи с дефицитом топлива, трест «Арктикуголь» интенсивно начал восстановление угольной промышленности на Шпицбергене. Уже в декабре 1946 года на Шпицберген пришли первые суда с шахтерами, строителями и необходимыми для восстановления материалами и оборудованием. И сразу зимой начались восстановительные работы. Только за 1947-1948 год на шахте Грумант было построено 6 км. железной дороги, восстановлено более 4 километров горных выработок, построена электростанция и шахтерский поселок. Уже в 1948 году шахта «Грумант» начала выдавать уголь на-гора.

...

Однако в последующие годы судьба распорядилась с Грумантом и Колсбеем не совсем удачно. В 1956 году была запущена в эксплуатацию шахта «Пирамида», которая считалась более перспективной. Там был построен современный угледобывающий комплекс и благоустроенный шахтерский городок. Так же развивалось и угольное месторождение в Баренцбурге. Добычу угля на грумантском месторождении в 1960-х годах было решено приостановить и законсервировать.

...