Тундра Богемана
Голландские компании вели угледобычу на Шпицбергене ничтожно мало, всего десять лет. Особых прибылей шпицбергенская эпопея не принесла. Впрочем, рассматривать десять лет присутствия голландцев на полярном архипелаге следует как проявление свойственного им авантюризма и необычной черты этой нации, которую у нас принято называть «деловой жилкой», а у голландцев – «деловым духом» (handelsgeest). Даже само открытие Шпицбергена стало возможным благодаря голландскому «деловому духу»: перед Виллемом Баренцем, который и нанес архипелаг на карты, стояла задача отыскать северный торговый путь в Индию. «Деловым духом» проникнута и дальнейшая история отношений голландцев с этой землей: в течение последующих двухсот лет сюда регулярно наведывались голландские китобои и охотники на моржей, а в 1633 г. прошла первая зимовка голландцев в поселке Смеренбург. В XIX в. китобойный промысел свернули, и голландский флаг исчез с берегов Шпицбергена почти на сто лет.
Возвращение голландцев на архипелаг было связано с топливным кризисом начала ХХ в. До начала Первой мировой войны Нидерланды активно покупали уголь у Германии и Бельгии, однако после 1918 г. страна лишилась прежних поставщиков. Нейтральный архипелаг Шпицберген казался голландцам решением многолетней топливной проблемы. Весной 1920 г. судоходная компания «Ван дер Эб и Дресселхёйс» приобрела половину акций норвежской «Иселфьорд Кулкомпани Шпицберген», а чуть позднее, выкупив оставшуюся половину, стала собственницей низменности площадью 400 кв. миль на острове Западный Шпицберген. Территория получила название мыс Богемана, и именно здесь 31 августа 1920 г. был заложен Рийпсбург. Имя поселку дали в честь Яна Рийпа, одного из двух капитанов экспедиции Баренца.
Первая группа шахтеров отправилась 5 июня 1920 г. из Роттердама, общей численностью 52 человека. Руководили экспедицией голландцы: совладелец судоходной компании «Ван дер Эб и Дресселхёйс» Хендрик Дресселхёйс, его помощник Мангелаар Мертенс и инженер-геодезист Дирк Конинг. Сразу же по прибытии на Шпицберген в конце июня началось строительство бараков: один был рассчитан на 40 человек, еще три – на 15, помимо них были построены два отдельных дома для руководства, в одном из которых вел прием поселковый врач и располагалась аптека. Самый большой барак состоял из двух спален, столовой, кухни и ванной комнаты, куда по настоянию врача отдельно провели воду. В бараках поменьше, на 12 человек каждый, жил технический персонал. Уже 3 июля все бараки были заселены.
Особенность голландского «делового духа» – участие всех в общем деле, поэтому распорядок дня для жителей поселка был единым. В пять часов утра – подъем, в половине шестого – обильный завтрак, состоящий из тарелки ячменной каши, порции мяса с картофелем и луком, бутербродов с джемом и кофе. Через полчаса дневная смена по звонку уходила в забой. В половине десятого – перерыв на кофе или какао с бутербродами. В час дня – настоящий голландский обед: гороховый суп с беконом, вареный картофель с мясом и тушеными овощами. В четыре часа подавался чай, а в шесть дневная смена приступала к ужину. Звонок, означавший окончание рабочего дня для дневной смены, служил сигналом выхода на работу для смены ночной.
Насколько налаженной и комфортной была жизнь в голландском Рийпсбурге, можно судить из замечания английского геолога Джорджа Рейнольдса, посетившего поселок 9 августа 1920 г. Осмотрев Рийпсбург и выпив чашку кофе с ликером, он произнес: «Да вы здесь – центр цивилизации». Дресселхёйс понимал, что, отправляя людей на тяжелую физическую работу в полярном климате, необходимо создать им такие условия, чтобы те не только оставались работать и дальше, но и привлекали новых работников. Это удалось: после зимовки 1920-1921 гг. прошения о продлении контракта направили все двенадцать остававшихся на Шпицбергене шахтеров и обслуживающий персонал.
Обнаруженный каменный уголь оказался хорошего качества, более того, его было довольно, чтобы начать разработку месторождений. Работу распределяли по возрасту: пока старшие и опытные шахтеры рубили уголь, в обязанности подростков и молодежи входила доставка его на поверхность и затем на берег моря, откуда уголь переправляли на судно «Мон Сени». Из запланированных трех с половиной тысяч тонн за вторую половину 1920 г. было добыто две тысячи тонн. Оставшиеся полторы тысячи добыли уже зимой 1921 г.
Основная сложность заключалась не в добыче угля, но его транспортировке. Мыс Богемана окружен мелководьем, поэтому, чтобы погрузить уголь на суда для отправки в Голландию, требовались закупка и строительство лихтеров, прокладка дополнительных рельс по земле. Но это означало дополнительные затраты, которые не могли не сказаться на стоимости добытого угля.
В январе 1921 г. была образована Голландская шпицбергенская угледобывающая компания (Nespico). В том же году на противоположном берегу залива Ис-фьорд были обнаружены угольные месторождения. Новое место казалось более пригодным для транспортировки добытого угля, поэтому было решено отказаться от Рийпсбурга и основать новый шахтерский поселок. Позже новый голландский рудник был назван Баренцбургом. В 1931 году рудник Баренцбург был продан голландской компанией Неспико советскому государственному тресту «Арктикуголь». Сюда же, в Баренцбург, были перебазированы и все основные постройки из Рейпсбурга.